История петровский путевой дворец: забытая резиденция Романовых в Москве — Российская газета

Содержание

забытая резиденция Романовых в Москве — Российская газета

С каждым годом все больше людей предпочитает проводить досуг в красивейших исторических парках и усадьбах Москвы. Кусково, Архангельское, Коломенское и Царицыно не нуждаются в представлении. Однако есть на карте столицы и места, куда незаслуженно заросла народная тропа.

Удивительный и аутентичный Петровский путевой дворец на Ленинградском шоссе слишком долгое время был закрытым от посторонних глаз, чтобы за ним закрепился несколько безжизненный образ. Меж тем культурная жизнь в нем как раз вовсю набирает обороты.

В Москве расположены лишь две официальные резиденции династии Романовых — Кремль и Петровский путевой дворец. История дворца завораживает. Он был построен по указу Екатерины II в конце XVIII века. В нем наследники российского престола останавливались по пути из Петербурга и готовились к коронации в Кремле. Архитектор Матвей Казаков отразил в этом неоготическом сооружении важный для страны исторический момент — победу в Русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Башни над флигелями выполнены в восточном стиле, а массивные колонны парадного крыльца — в русском.

В целом архитектурный комплекс больше похож на крепость — его флигели окружают двор подобно массивным стенам. Недаром Александр Пушкин в произведении «Евгений Онегин» посвятил ему такие строки: «Вот, окружён своей дубравой, Петровский замок». Эта особенность сообщает внутреннему пространству совершенно уникальную атмосферу — сегодня здесь не слышно шумного города, и ощущение, что находишься в мегаполисе, попросту улетучивается.

Фото: Амур.инфо

Можно только гадать, насколько было приятно учиться здесь курсантам Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, располагавшейся во дворце с 1920 года. Несмотря на то, что особый статус академии на долгие десятилетия закрыл двери дворца перед простыми гражданами, именно это решение помогло сохранить первозданную красоту шедевра Матвея Казакова. Академия «укрыла» от пролетарского гнева символику Российской империи и династии Романовых.

Чтобы сохранить уникальную роспись потолка с двуглавым орлом, под ним разместили дирижабль, закрывающий роспись почти полностью. Во дворце сохранилась подлинная лепнина и даже огромные позолоченные и покрытые патиной зеркала, в которые смотрелась сама Екатерина II.

История Петровского путевого дворца необычна и увлекательна, и Музей Москвы проводит экскурсии по уникальным залам, хранящим память не только об императорской династии, но и о Наполеоне Бонапарте — именно здесь располагалась его ставка, когда он так и не дождался ключей от Москвы. И пока первопрестольная полыхала в пожарах, в Путевом дворце горела мебель — Наполеон и командование его армии сжигали уникальныю предметы интерьера и даже паркет, чтобы обогреться и приготовить пищу.

Фото: Амур.инфо

Былое величие, великолепие и предназначение дворец вернул несколько лет назад, когда был передан Москве — сегодня здесь можно остановиться на постой, а номера меблированы на таком уровне, что сама государыня императрица Екатерина Великая была бы в полнейшем восторге. Те, кто хочет «полного погружения» в историческую среду, могут даже пожить в Путевом дворце — в тех самых стенах, где останавливались императрицы, императоры и наследники российского престола.

Теперь здесь проходят также выставки живописи, а с июля каждую среду на лужайке перед Петровским дворцом звучат известные произведения гениев классической музыки. В сопровождении инструментального секстета их исполняют солисты Большого театра: народная артистка России Дарья Зыкова (сопрано), Всеволод Гривнов (тенор) и Ирина Долженко (меццо сопрано).

расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

История создания

Дворцовый ансамбль — первая самостоятельная работа Матвея Казакова. Зодчий, впоследствии перестроивший центр Москвы в палладианском стиле, для дворца на окраине города выбрал псевдоготику, объединив мотивы древнерусской, готической и восточной архитектуры. Расположилось величественное здание со стрельчатыми окнами на землях Высоко-Петровского монастыря. За что дворец и стал именоваться Петровским. Второе название — Путевой — объясняется его предназначением: для отдыха по пути из Петербурга в Москву. Дорога неблизкая — 700 километров.

Прообразом здания послужил временный город-театр в турецком стиле, построенный Василием Баженовым на Ходынском поле для торжеств по случаю подписания Кучук-Кайнаджирского мирного договора. Императрице работа понравилась, и она захотела похожий дворец. По задумке архитектора центральный купол символизировал православный храм, возвышаясь над башнями-минаретами, встроенными в боковые флигели. Богатство и величие Российской империи подчеркивали многочисленные лепные украшения, а пейзажный парк с гротами и беседками добавлял резиденции уюта.

Останавливалась Екатерина II в узорчатом замке лишь однажды, в 1787 году. Спустя 10 лет путевую резиденцию посетил перед коронацией Павел I. А впоследствии и Николай II.

В 1812 году императорский замок на время стал ставкой Наполеона. Бонапарт покинул охваченный огнем Кремль и наблюдал из окна дворца за тем, как полыхает Москва.

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

Так описывал те события Пушкин в «Евгении Онегине». Но лагерь французской армии размещался здесь недолго, всего четыре дня. Что не помешало солдатам и офицерам разграбить дворец и практически уничтожить парк. Выстояли только стены. После бегства французов в боковых крыльях был устроен временный госпиталь.

Восстановленный ансамбль

Восстанавливать ансамбль начали лишь при Николае I. Император, имея высшее инженерно-техническое образование, лично наблюдал за работой архитектора Огюста Монферрана. Французский зодчий за 10 лет полностью воссоздал творение своего именитого предшественника.

Лишь круглый зал, располагавшийся под куполом, превратил в крытую галерею. Художник-декоратор Джузеппе Анжиоло Артари расписал сферический свод.

Одно из драматических событий российской истории происходило в непосредственной близости от Путевого дворца. В 1896 году по случаю коронации Николай II принимал во дворце делегацию от крестьян и варшавских дворян. А на Ходынском поле разместились временные театры для раздачи «царских гостинцев». 400 тысяч подарков. Ранним утром накануне гуляний прибыло уже полмиллиона человек. Закончилось все страшной давкой, в которой погибли почти 1400 человек.

После революции дворец отдали под Военно-воздушную академию имени Жуковского. Новые владельцы провели перепланировку, приспособив историческое здание под свои бытовые нужды: столовая и библиотека, кабинеты и моторная лаборатория. Во флигелях — жилье. Во время Великой Отечественной во дворце размещался штаб авиации дальнего действия.

Петровский путевой дворец сегодня

После передачи московской мэрии историческое здание стало Домом приемов столичного правительства. Окунуться в атмосферу былого величия императорского замка можно, побывав на экскурсиях, которые организует Музей города Москвы.

ПЕТРОВСКИЙ ПУТЕВОЙ дворец, г. Москва: vadimrazumov.ru — LiveJournal

Петровский дворец был построен по приказу Екатерины II зодчим Матвеем Казаковым в 1776-1780 годах. Строительство было затеяно в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Дворец предназначался в качестве резиденции для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Отсюда и его название — «путевой». Здесь во дворце несколько дней базировалась ставка Наполеона, отсюда он наблюдал, как горит так и не доставшийся ему город. У Наполеона здесь обгорели волосы, а М.Ю. Лермонтов потолстел за двя дня пребывания во дворце. При Николае I дворец был восстановлен. В 1896 году во время коронации императора Николая II произошла сильная давка на Ходынском поле, расположенном напротив дворца, погибло много людей. После 1917 года во дворце располагалось общежитие, а в 1920 году он был передан Военно-воздушной инженерной академии имени Н.

Е. Жуковского. С 1997 года здание находится в ведении администрации города Москвы. В 1999 году памятник истории и архитектуры вернули городу. Во Дворце началась полномасштабная «лужковская» реставрация, длившаяся десять лет. Сейчас дворец открыт для приемов, дорогих свадеб и редких экскурсий…

2. Петровский парк был разбит при Николае I вокруг Путевого дворца, он быстро стал излюбленным местом прогулок московской знати и творческой интеллигенции. Парк называли Московским Версалем. Часть парка, расположенная за дворцом, сохранилась до нашего времени.

 

3. Памятник Николаю Егоровичу Жуковскому в Петровском парке (скульптор Г.В. Нерода, архитектор И.А. Француз).  .
В 1920 году здание было передано Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского.

Также в дворцовой части парка установлен второй памятник — К.Э. Циолковскому (скульптор С.Д. Меркуров, архитектор И.А. Француз).

 

Этот великолепный дворец, который несомненно является украшением столицы, был построен в 1776-1780 годах по приказу Екатерины II архитектором Матвеем Казаковым. Строительство было затеяно в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Расположен Дворец на Ленинградском проспекте, который раньше именовался как Тверской тракт.

 

4. Здание было весьма странным и необычным, когда было построено. Эклектичный декор сделан при помощи разных стилей архитектуры. Стрельчатые арки и окна напоминают готику, элементы барокко можно увидеть в звездах на башнях, а бочкообразные колонны относятся к древнерусскому стилю. Также присутствует классическая, четко выверенная композиция.

 

Здесь проходила главная торговая дорога на Тверь, Великий Новгород и Псков. Под строительство были выделены пустующие земли около села Петровского, принадлежавшие в те времена Высокопетровскому монастырю, который впервые упоминается в летописных источниках 1492 года.

 

5. Здание с тосканскими башнями напоминает надежную крепость, а с другой стороны является изысканной аристократической виллой.

 

В смутное время здесь находились войска Василия Шуйского, шедшие навстречу Лжедмитрию II, который на тот момент скрывался в Тушино. Когда войска Шуйского отступили, самозванец занял село, но ненадолго. По одной из легенд, при бегстве из села, Лжедмитрий II зарыл здесь свои сокровища.

 

6.

 

В описи 1699 года указано, что в селе Петровском был сад: «на случай приезда монастырских чинов … А в том саду хоромы на каменном фундаменте, в них две светлицы с печами израсцовыми галанскими, промежу их сени, наверху чердак». В это время у села, благодаря боярам Зыковым, служившим у Петра I, появилось второе название Петровское-Зыково.

 

7. Здание украшено множеством белокаменных деталей — кружевные наличники, романтичные арки с гирьками, пояски, колонны, похожие по форме на бочонки. Согласно описи дворца 1779 года: «со всех сторон корпуса на стенах … и слуховых окнах скульптурнаго украшения пирамидок, шаров и протчих разных званием штук больших и малых тысяча семдесят шесть. На двух малых башнях на кумполах … по одной звезде и аглицкой жести … да круг оных и всего корпуса каменных пирамидок больших и малых двадцать семь круглых штук».

 

8. Арка с гирькой.

 

Изначально Екатерина II приказала известному архитектору Василию Баженову возвести город-театр – деревянную имитацию турецких крепостей, завоеванных русским солдатом. Архитектор построил дворец с минаретами и башнями – “на турецкий лад с разными вычурасами”. Императрице так понравился ансамбль, что она повелела возвести каменный путевой дворец в тех же формах. В 1775 не Баженов, а Матвей Казаков, приступил к строительству.

 

9. Ворота между парадным и хозяйственным дворами.

 

Дворец предназначался как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Отсюда и его название — «путевой». Все царские особы приезжали на венчание на царство в Москву, в Успенский собор Кремля. Хотя центр власти и был на тот момент в Санкт-Петербурге, никто из правителей не решился изменить порядок, заведенный ещё Иваном Грозным.

 

10. На редкие экскурсии в Петровский дворец нужно записываться заранее.

 

11. Наполеон прибыл во дворец 3 сентября и находился в нем четыре дня.

 

Царские особы проводили в Петровском дворце 2-3 дня, пока готовились к торжественной церемонии. Здесь останавливались Екатерина II, Павел I, Николай II. Бюсты императоров и выдающихся деятелей установлены на первом этаже дворца.

 

12. Во время наблюдения за московским пожаром из окна у Наполеона обгорели волосы.

 

События 1812 года описаны в поэме «Евгений Онегин» А.С. Пушкина:

 

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

 

13. Царский кортеж преодолевал расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы за две-три недели.
Царские особы проводили в Петровском дворце 2-3 дня пока готовились к торжественной церемонии. 

 

14. «Пожар в Москве». Картина неизвестного художника XIX века, а слева от «пожара» картина В. Верещагина — «Наполеон в ожидании Мира».

 

15. Коридор с бюстами российских императоров.

 

Петровский путевой дворец. История. Часть 1.


Всего 50 фото

Петровский путевой дворец безусловно одно из самых примечательных исторических мест Москвы. Петровский подъездной дворец на Тверском тракте (Ленинградский проспект) — путевой дворец на въезде в Москву со стороны Петербурга. Возведён дворец в 1776-1780-х годах по проекту архитектора Матвея Казакова и представляет собой образец русской неоготической архитектуры. Екатерина II отдала приказ на строительство дворца в связи с успешным завершением Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, он служил резиденцией для знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву (отсюда его название «путевой»). Под строительство были выделены пустующие земли, принадлежавшие в те времена Высокопетровскому монастырю.

Отмечу, что этот материал скорее и более визуальный, чем информативный. Мы внимательно осмотрим Петровский путевой дворец, обойдем его вокруг, рассмотрим архитектурные детали, декор. Ряд фотографий покажутся сходными с другими, но это сделано намеренно для того чтобы читатель в подробностях впитал его неповторимый образ. Тем более во второй части этой обзорной фото экскурсии я упомяну и Михаиле Булгакове, поскольку именно здесь Мастер более или менее постоянно работал после перипетий с ЛИТО и Торгово-промышленным вестником. Фотографировать Петровский дворец, особенное его общие планы лучше всего тогда, когда отсутствует листва на деревьях — перед вами мартовский фоторепортаж. Как водится, погода в это время неустойчивая, то пойдет снег, то выглянет солнце. Именно поэтому фото «прохладные» по самой своей сути.

В 1770-х годах Екатерина Великая приняла решение о строительстве нового дворца, который использовался бы для непродолжительных остановок на пути из Санкт-Петербурга в Москву. В те времена путешествия монархов подразумевали частые остановки в путевых дворцах. Такие дворцы существовали на пути в Троице-Сергиеву лавру — Тайнинский и Воздвиженский дворы, а также в уездах — в Твери, Торжке, Подольске. Помимо практической пользы, возведение Петровского путевого дворца носило также символический характер и было связно с победой России в русско-турецкой войне и подписанием Кючук-Кайнарджийского мира. Руководство строительством было поручено Василию Баженову, но вскоре передано Матвею Казакову как было и с Царицыно.
02.

Петровский путевой дворец в 1811 году

В июне 1776 года до официальной закладки дворца, состоявшейся в сентябре, Матвей Казаков озаботился поисками хорошего мастера для наружных скульптурных украшений. Благодаря активности главного архитектора, работу удалось завершить в относительно короткие сроки — основные строительные работы были окончены в 1779 году, а внутренняя декоративная отделка в 1783-м. Об оперативности строительства свидетельствуют также проектные рисунки архитектора с изображением дворца в процессе возведения, которые во многих деталях отличаются от реально построенного здания. Согласно сохранившимся планам, дворец должен был иметь больше украшений. Несмотря на эти различия, значительных изменений в оригинальную композицию внесено не было.
03.

Это одно из первых сооружений в «готическом вкусе»- как его понимали на тот момент, а понимали широко: тут и не только готика, но и Турция, и допетровская Россия. Турецкие аллюзии неслучайны: свежа была победа в Русско-Турецкой войне, а Екатерина » «носилась» с «Греческим проектом» отвоевания Константинополя. За два года до закладки Петровского дворца такая романтическая архитектура впервые была явлена во временных увеселительных павильонах торжеств по случаю окончания войны, выстроенных на Ходынском поле В.И. Баженовым и М.Ф. Казаковым.

04.


Общий план Петровского путевого дворца

Успех этой архитектурной бутафории предопределил стилистику и композицию Царицына, а Петровский дворец даже выводит заданную тему на другой уровень. В нем появляется «купол св. Софии» — атрибут ряда зданий появившихся в рамках «Греческого проекта» (в первую очередь храмы: собор Св. Иосифа в Могилеве Н.А. Львова и Софийский собор в Царском Селе Ч. Камерона и И.Е. Старова).  «Русскую» тему представляет крыльцо с кувшинообразными столбами и висячими  «гирьками». Аналогичные  «полустолбы» есть и на углах дворца. Но вообще детали по-барочному причудливы и фантастичны. Дворец окружен оградой с  «крепостными» башенками, флигелями и воротами. То есть, перед нами как бы город-крепость, Константинополь-Стамбул.
05.

«Санные гонки в Петровском парке». Неизвестный художник, XIX век.

Екатерина II останавливалась во дворце всего дважды: в 1785 году она провела там четыре дня на пути из Новгорода и десять дней по дороге из Крыма в 1787-м. Существует предание (достоверность которого документально не проверена), согласно которому императрица, пребывая во дворце, отпустила личную свиту и караул, пожелав оставаться «под охраной своего народа». Следствием этого стало массовое стечение людей, едва не спровоцировавшее давку. После Павла I российские монархи использовали Петровский дворец как последнюю остановку на пути на коронацию в Кремле.
06.

Евгений Данилевский: Петровский путевой дворец в XVIII веке.

Земля, на которой начал строиться дворец, прежде принадлежала Петровскому (Высокопетровскому) монастырю. Первое упоминание о этом владении монастыря относится к 1498 году, тогда оно были весьма внушительным по размеру, доходя до границ Всехсвятского села и до современной линии Рижской дороги. Отсюда дворец, а впоследствии и парк вокруг него стали называться Петровским.
07.

Петровский дворец. Фото 1920-1940 годов.

С 4 по 9 сентября 1812 года, уходя из горящей Москвы, во дворце недолго пребывал Наполеон и императорская гвардия, расположившаяся в землянках вокруг. Французские войска не тронули дворец, однако после их ухода из города здание было разграблено местными крестьянами. В 1830 году дворец был переоборудован под холерный карантин. После реконструкции конца 1830-х годов комплекс использовался как загородная резиденция императорской семьи.
08.

Петровский дворец. Начало XX века. П.П. Павлов.

После разграбления 1812 года архитектурные работы во дворце возобновились только при Николае I. В 1826 году архитектором Иван Таманским, назначенным лично императором, был разработан план восстановления дворца, предполагавший масштабные внутренние и наружные работы. Архитектор произвёл реконструкцию по оригинальным планам Казакова. Был значительно преобразован внутренний декор: перекрытия главного зала первого этажа сменили на колонны, лепнина Круглого зала заменена росписью «гризайль», аванзалы украсили композиции из доспехов.
09.

Петровский дворец. Фото 1910-1915 годов.

В 1834-1836 годах планировалась перестройка здания. Московские архитекторы М. Лопыревский и П. Таманский разработали проекты масштабных архитектурных преобразований, которые должны были изменить фасадную часть постройки. Предполагалось стилистически приблизить фасады к английским образцам, сделав их более «готическими», однако эти проекты реализованы не были. В 1836-1837 годах по случаю приезда в Москву императора Николая I во дворце была осуществлена реконструкция парадной лестницы и фасадов, также было начато возведение в парке вокзала, завершившаяся в 1839 году.

Впоследствии вплоть до 1910-х годов преобразования и реставрацию приурочивали к коронациям императоров. Торжественный ужин и бал, устраиваемые в честь восшествия на престол нового монарха, традиционно проходили в Петровском дворце. В преддверии коронации Александра II в окрестностях дворца был выстроен большой царский павильон, окружённый галереями. Между накрытыми для народа столами были установлены фонтаны с мёдом, вином и чаем.
10.

Коронационные торжества. Петровский дворец. Фото 1896 года.

В мае 1896 года в Петровском дворце состоялась коронация Николая II. Несмотря на проливной дождь, народ, желающий увидеть государя, столпился на расстоянии от Брянского вокзала до дворца. У входа был выставлен караул из лейб-гренадеров Екатеринославского полка, императора встречали представители дворянства, духовенства и делегации иностранных государств. По прошествии нескольких дней в ходе раздачи праздничных подарков произошел трагический инцидент, известный как Ходынская катастрофа — массовая давка, в которой погибли 1 379 человек и были покалечены более 900. Во дворцовом храме прошла панихида по погибшим, однако празднества не были остановлены, что вызвало неодобрительную реакцию общественности.
11.

Коронационные торжества. Петровский дворец. Фото 1896 года.

12.

Прохождение лейб-гвардии Кавалергардского полка церемониальным маршем во время парада на Ходынском поле; на втором плане в центре — императорский павильон, справа — Петровский путевой дворец. Фото 1896 года.

Интерьеры Петровского путевого дворца до революции
13.

Вид жилых покоев Петровского путевого дворца.Фото 1896 года.

14.

Вид жилых покоев Петровского путевого дворца.Фото 1896 года.

15.

Вид жилых покоев Петровского путевого дворца.Фото 1896 года.

16.

Вид жилых покоев Петровского путевого дворца.Фото 1896 года.

Во время Первой мировой войны в Петровском дворце, как и в некоторых других, располагался госпиталь, а для облегчения транспортировки раненых во двор провели трамвайные пути. В северо-восточной стороне от дворца долгое время находился хвойный лес, на юго-западе — Ходынское поле, только в 1827 году по проекту Адам Менеласа вокруг дворца был разбит регулярный парк, ставший популярным местом для дневных прогулок. Литературный критик Виссарион Белинский писал: «Во всей Москве и окрестностях нет ничего лучше. Здесь есть все: природа, деревня и город».
17.

Петровский путевой дворец — вид с южного направления

В 1835 году в парке появился деревянный театр в неоклассическом стиле, а в 1837 году также увеселительное заведение «Воксал», в котором в ранние годы выступал Антон Рубинштейн, а также проходил концерт Ференца Листа. В середине XIX века неподалеку появился ресторан «Яр», а в XX веке одноимённое заведение располагалось в близлежащем отеле «Советский».
18.

После февраля 1917 года дворец продолжал находиться в юрисдикции Московского дворцового управления. В марте того же года в нём располагались лазарет, Петровский районный комитет, милиция.
19.

После октября 1917 года дворец находился в ведении городских властей, но в соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 13 июля 1918 года «О конфискации имущества низложенного российского императора и членов бывшего импеpaтopcкoгo дома» он переходит в распоряжение Наркомзема и Наркомпроса, а с декабря 1917 по июнь 1918 года — и Наркомата имуществ Республики. С октября по декабрь 1918-го левое крыло дворца было занято пулемётной командой, кратковременное пребывание которой нанесло зданию значительный урон — были сорваны обои, сломаны перегородки, разрушены уборные. На первом этаже главного корпуса была организована столовая общепита, а подсобные постройки и флигели использовались как её складские помещения.
20.

В июле 1920 года по настоянию наркома просвещения Анатолия Луначарского комплекс передали в ведение главного управления военно-воздушного флота.
21.

В 1923 году во дворец въехала Военно-воздушная академия имени Жуковского (одним из выпускников которой был Юрий Гагарин), она начала комплексное переустройство здания для своих нужд. В главном корпусе дворца вновь открылась столовая, а также были устроены кабинеты администрации и библиотека, левое крыло отдали типографии, правое переоборудовали в лабораторию, во флигелях разместили работников академии.
22.

Если в главных залах первого этажа частично сохранился архитектурный декор, то второй и третий были полностью перепланированы. Например, появилась вентиляционная труба, протянутая через фасад, в левом крыле заменили перекрытия, а в правом появились топливный бак и угольная яма.
23.

Осенью 1941 года в здании базировались штабы авиации дальнего действия и войск ПВО. В послевоенный период в комплексе вновь были размещены корпусы академии имени Николая Жуковского, а название сменилось на Дворец Красной авиации.
24.

Архитектура

Архитектор Матвей Казаков, никогда не выезжавший за пределы России и не посещавший Санкт-Петербурга, сумел создать уникальный архитектурный комплекс, сочетающий черты готического возрождения (факельные колонны у основного фасада) и мотивы средневековой русской архитектуры (известняковой орнамент на кирпичных стенах). Англичанин Уильям Кент создал своеобразный неоготический стиль, в котором декоративные элементы, свойственные архитектуре позднего Средневековья, располагались в соответствии с пропорциями классицизма. Нечто подобное можно наблюдать и Петровском путевом дворце.
25.

Хотя четко обозначенные скатные фронтоны и мансар

Экскурсия по Петровскому путевому дворцу. История дворца и фото интерьеров.

Петровский дворец был построен в 1776-1780-х годах архитектором Матвеем Казаковым по приказу Екатерины II в честь успешного завершения Русско-турецкой войны, одним из результатов которой был переход Крыма под протекторат России.  Именно здесь

«…напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.»

Петровский путевой дворец расположился на землях, принадлежащих Высоко-Петровскому монастырю, отсюда и его имя. Путевым же он называется потому, что предназначался для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Путь из новой столицы в старую пролегал как раз по Тверскому тракту, на котором и был возведен дворец (ныне это Ленинградский проспект). Расстояние от Петербурга до Москвы царские особы преодолевали за две-три недели, после чего несколько дней отдыхали и готовились к торжественным церемониям, ради которых они и прибывали в Москву.

Война 1812 года нанесла дворцу очень значительный урон. Восстановление же началось спустя много лет, при Николае I, и длилось 10 лет. Во время празднования коронации Николая II на Ходынском поле, расположенном напротив дворца, произошла сильная давка, погибло много людей. С 1920 года в Петровском дворце размещалась Военно-воздушная инженерная академия им.Жуковского, где учился Ю.А.Гагарин и многие другие наши летчики и космонавты.

В конце 1990-х годов здание передали администрации Москвы. На протяжении долгого времени здесь велись работы с целью приспособить здание под современные нужды и вернуть его исторический облик. То, что первая задача преобладала, видно было даже мне, неспециалисту: слишком сильно впечатление новодела и современных материалов. Сейчас, насколько мне известно, дворец является Домом приёмов правительства Москвы, здесь расположена элитная гостиница, ресторан, иногда проводятся концерты. С высоты птичьего полёта видно, что Петровский путевой дворец представляет собой целый комплекс сооружений

Для экскурсии доступны помещения непосредственно самогО дворца, на фотографии это большое здание в центре, с куполом. Боковые флигели носили вспомогательный и обслуживающий характер. Они формируют так называемый курдонёр – тот парадный двор, который хорошо обозревается на фотографии. Он необходим для комфортного подъезда конных экипажей, ведь лошади с каретой, особенно при упряжке цугом, требовали много места для разворота.

А.С.Пушкин не случайно назвал дворец Петровским замком: он действительно похож на сказочную крепость. Такое облик придаёт ему и общее планировочное решение, и множество мелких деталей. Посмотрите, как разнообразны по форме и декору башни дворца. Вот круглые высокие, со стрельчатыми сдвоенными окнами,…

…украшенные зубцами, похожими на зубцы кремлёвской стены

Другие башни поменьше, круглым куполом похожие на ротонду, увенчанные многоконечной  звездой, со стенами, прорезанными вертикальными узкими нишами

Такими же башнями оформлен парадный въезд во двор замка

Парадный въезд во двор Петровского замка. Вид из окна второго этажа

А вот ворота на хозяйственный двор обрамляют другие башенки, больше похожие на восточные минареты, но с готическими стрельчатыми дверями и аркой

В оформлении дворца причудливо сочетаются элементы различных эпох и архитектурных стилей. Дымоходы на крышах флигелей не простые, а винтообразные. Форма окон отсылает нас к готике, а пирамиды, увенчанные шарами, — к эпохе барокко

О барокко напоминают также цветные лепные рога изобилия над окнами второго этажа

Элементы древнерусского стиля можно увидеть в боярском теремном крыльце, где арки с гирьками опираются на бочкообразные колонны

Фото Петровского путевого дворца

Предлагаем вашему вниманию фотографии интерьеров Петровского путевого дворца, сделанные во время экскурсии. На первом этаже дворца сейчас располагается музейная экспозиция, рассказывающая о самом здании и о его истории. Здесь можно увидеть бюсты Наполеона и Юрия Гагарина, картины и гравюры с изображениями Москвы, войны 1812 года, различные вещицы, как подлинные, так и имитацию. Вот эти часы, например, вызвали у меня уважение

А этот светильник смутил незамутнённой восторженностью своей позолоты

Вообще надо отметить, что светильники дворца, в основном люстры, обращают на себя внимание индивидуальностью и разнообразием. Я не специалист по VIII-XIX векам, но насколько я могу судить по научно воссозданным интерьерам того времени, которые довелось видеть, люстры дворца если не соответствуют, то пытаются соответствовать эпохе. Светильники очень любопытны по декору. У этого подвесного светильника с первого этажа  каждая подставка свечи продолжается изображением бородатого лица

А у этого между попарными свечами…

… расположены маски девушек (нимф? богинь? ундин?)

Вот ещё два светильника, и у последнего группу из трех свечей…

   

…поддерживают крылатые собаки с птичьими клювами

В музее выставлен макет Петровского дворца в масштабе 1:100

Также на первом этаже в проходном зале с колоннами уставлены бюсты российских императоров, вот, например, Екатерина II

Со старинными часами перекликается пара подсвечников у входа на лестницу

Эта парадная лестница ведет на второй этаж

Стены и свод потолка лестницы украшены пышной лепниной с характерными для барокко изображениями плодов изобилия — цветов, фруктов, гроздей винограда, символизирующих, по замыслу М. Казакова, процветание России при правлении императрицы Екатерины II

Потолок лестницы Петровского дворца

Лепнина на потолке лестницы Петровского дворца

Лепнина на потолке лестницы Петровского дворца

Вот вид на лестницу сверху. Посмотрите, как оригинально акцентирован раковиной свод ниши под светильник, а сам светильник выполнен в духе XVIII века

На втором этаже находятся главные достопримечательности Петровского дворца — Круглый или Купольный зал и примыкающие к нему четыре гостиные. Самое примечательное в Круглом зале – купол высотой 16 метров

Именно этот купол виден при взгляде на дворец снаружи. В центре купола до пожара 1812 года была лепнина, а при восстановлении дворца после наполеоновского нашествия художники братья Артари расписали свод в технике гризайль, имитирующей объем

По периметру Круглого зала лепниной украшены карнизы, капители пилястр, верхняя часть стены

Лепные карнизы, барельефы и навершия пилястр Купольного зала Петровского дворца

Пространства между пилястрами и над дверями украшены лепными панно с военной атрибутикой и барельефами с портретами полководцев и государственных деятелей. Напольные светильники, которые вы видите, при приближении становятся откровенным пластмассовым новоделом

Из Круглого зала двери ведут в парадные гостиные. Все они одинаковы по площади и планировке. Вот общий вид Кавалерской гостиной или Кавалерского зала. Мебель, зеркала, портьеры здесь и далее – все это новодел, не берусь судить насколько соответствует стилю, но свидетельствую, что всё по-магазинному новое

Вот надкаминное зеркало и резное обрамление камина под ним

   

Лепные барельефы на стенных панно гостиной изображают атрибуты славного ратного дела…

…и портреты полководцев

К Кавалерскому залу примыкает балкон, расположенный над крыльцом дворца

Следующая гостиная – Дворцовая. Лепной декор на стенах похож на предыдущий зал, но  цветовое решение иное

Вид в обратную сторону

Обратите внимание, во всех залах зеркала висят друг против друга, что даёт эффект бесконечной глубины

    

Петровская гостиная решена в теплых желто-коричневых тонах…

…соответственно, встречает нас мебелью под карельскую березу

На стенах барельефы с портретами Петра I

Четвертая гостиная носит название Парковой

Она, пожалуй, самая сдержанная по декору

На втором этаже находится ещё приёмная – помещение административного дизайна, но вот с такой люстрой

 Вот и всё, экскурсия окончена. Гости покидают Петровский путевой дворец.

Петровский путевой дворец

Петровский путевой дворец архитектора М.Ф. Казакова на Ленинградском проспекте, где когда-то отдыхали после долгой дороги русские цари перед своей коронацией.

Когда Екатерина II еще только планировала дворец, где смогут останавливаться царские особы и важные делегации по пути из Петербурга в Москву, дорога, по которой они приезжали, называлась, конечно же, еще не Ленинградским проспектом, а Тверским трактом. А земли, на которых сейчас располагается Петровский парк с прекрасным путевым дворцом в центре, принадлежали в то время Высокопетровскому монастырю, давшему название не только этому дворцу, но и улице Петровке, на которой этот монастырь находится. 

То есть, как мы поняли в первые минуты нашей экскурсии, парк и дворец, как и город на Неве, названы вовсе не в честь Петра Великого, а в честь святого апостола Петра. Ну а «путевыми» называются дворцы, находящиеся собственно на пути и служащие временным пристанищем для тех, кто этот путь держит.  

Екатерина II, заказавшая постройку этого дворца в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 годов, в отличие от своей предшественницы Анны Иоановны, пышно украшавшей обе столицы кружевными завитками в стиле барокко, держала курс на более строгую и сдержанную античность. Петербург для нее перевоплощал Джакомо Кваренги – приверженец палладиевой архитектуры, а в московском зодчестве большой след в то время оставили В. И. Баженов и М.Ф. Казаков, который работал под руководством Баженова в Экспедиции кремлёвского строения. Выбор архитектора для путевого дворца можно назвать тем случаем, когда ученик победил учителя. Екатерина II отвергла проект Баженова и утвердила проект Казакова, уже завоевавшего ее расположение созданием увеселительных павильонов для гуляний на Ходынском поле.

Строительство дворца началось в 1776 году и длилось до 1780 года. Уже в 1778 году Екатерина поручила Баженову и Казакову строительство еще одного дворцового ансамбля в Царицыно. Сходство Петровского путевого дворца и Царицыно очевидно – этот стиль позже получил название псевдо- или русской готики. За основу брались палладианские строения с строгим следованием симметрии и учётом правил перспективы. 

Но русские архитекторы щедро добавляли им черты европейской готики, московского барокко и какие-то свои собственные архитектурные находки. Иногда в постройках можно было заметить личные убеждения архитектора или мецената, потому так часто на памятниках этого периода мы можем заметить какие-то знаковые элементы масонства. Глядя на Петровский путевой дворец снаружи, мы сразу отмечаем характерное для готики стремление ввысь. Мы не смогли не сосредоточить свой взгляд на этих традиционных для готики раздвоенных окошках в форме «ласточкин хвост» и необычных витых трубах.

Попадая во внутрь дворца и поднимаясь по узким лестницам, мы оказываемся уже в атмосфере барокко, среди нежно голубого цвета, золоченых канделябров и лепных символов изобилия.

Несмотря на то, что столицей был Петербург, коронации на царство продолжали проходить в духовной столице и сердце страны – Москве. Потому дворец стал местом, где после пути из Петербурга останавливались будущие цари со своими свитами, отдыхали и приводили себя в порядок перед официальным принятием царского сана – первым из них был Павел I, короновавшийся в 1797 году. Среди экспонатов находящегося здесь сейчас музея есть милые дорожные вещи того времени. 

Например, впечатляющие часики с защитным чехлом, дорожные наборы игр и портативное, как бы мы сейчас сказали, бюро. Кстати, как мы узнали из передачи «Что? Где? Когда?», дорожные бюро делались такой покатой формы не только для того, чтобы на них было удобно писать письма, но и для того, чтобы их можно было использовать в качестве подушки. Однако думаем, что царским особам на такие ухищрения идти было незачем.

Во время Отечественной войны 1812 года, после начала московского пожара и поспешного вывода французских частей, здесь в течение четырех дней с 3 сентября держал ставку император Наполеон. Когда он смотрел из окна дворца на яркое и шумное полыхание своих надежд и амбиций, несмотря на удаленность от горящего города, у императора обгорели волосы — настолько сильно пожар нагрел кирпичные стены дворца. Эти значительные дни в судьбе и Наполеона, и дворца А.С. Пушкин увековечил в своем «Евгении Онегине». Наш экскурсовод окончательно завоевал наши сердца, вдохновенно прочитав нам эти строчки:

Вот, окружён своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружён,

Глядел на грозный пламень он.

Пожилой уже Казаков был увезен к этому времени родными в Рязань, известие о пожаре в Москве, многое в которой было создано им самим, ускорило приход его смерти. Уголок большого выставочного зала посвящен войне, пожару и Наполеону.

Реставрацией дворца после разрушительного пребывания здесь французов занимались архитекторы Н.А. Шохин и А.А. Мартынов. А купол парадной ротонды, где проходили балы и торжественные приемы, расписал художник Джузеппе Артари. Многие посетители принимают эту роспись за продолжение лепнины, настолько объемной она выглядит – практически современная 3D-графика.

До прихода советской власти основные залы и комнаты так и предназначались для государственных нужд. Здесь выставлены царская посуда, атрибуты быта и даже меню двух обедов: в честь бракосочетания Александра III и Марии Федоровны в 1883 году и в честь коронации Николая II и Александры Федоровны в 1896 году. Обратите внимание, что это перечень блюд для одного человека; и на один обед, а не недельное довольствие.

Остальная часть дома служила казенными квартирами для знатных людей. Когда М.Ю. Лермонтов гостил на такой квартире у своего приятеля Д. Розена, он написал в письме своим родным: «Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, — и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни».

После революции дворец стал практически колыбелью красной авиации. В 1920 году здесь была открыта Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского, любовно называемая ее воспитанниками «Жуковской» или «Жучкой».

Из этих стен вышли все те, кем гордимся мы и наша космонавтика. Именно в этой самой ротонде с расписным куполом получал свой диплом Юрий Алексеевич Гагарин.

Заметьте, что стены этой ротонды сплошь украшены империалистическими двуглавыми орлами и портретами эксплуататоров крепостного труда, а потому загадка, как памятник почти без потерь пережил приход советской власти. А  объясняется эта загадка очень изобретательно. Пощадившие труд архитекторов и художников, новые хозяева не стали сбивать лепнину, а подвесили под купол этой ротонды огромный дирижабль, символизирующий прогресс в воздухоплавании и закрывающий все не актуальные более элементы.

Сейчас в этой ротонде проходят встречи московского мэра с важными делегациями. Так что часть дворца продолжает служить государству. Еще часть – это гостиница. Ну а несколько залов действуют как музейные: Кавалерийский зал, Круглый зал, Бело-голубая и Золотая гостиные. 

В Золотой гостиной сохранились оригинальная мебель, заслонки для каминов и зеркала. Нас заинтересовали небольшие круглые столики, стоящие в углах при больших столах, окруженных сидячими местами. Оказалось, на них компаниям подавались курения – что-то вроде современных кальянов.

В зеркала над каминами смотрелась сама Екатерина. Мы не смогли отказаться от предложения экскурсовода воспользоваться этой своеобразной машиной времени и заглянуть в них самим. 

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

Чайхана Перлова

Чайный домик Перлова, фото 1960-х

Чайный домик Перлова, фото 2010 г.

Яркое здание на Мясницкой улице выделяется среди других и привлекает прохожих своими нетипичными для русской архитектуры элементами. Его драконы и пагоды — характерные черты китайского стиля. Тогда как в Москве появился такой китайский дом?

В 1890-х годах один из самых успешных торговцев чаем Сергей Перлов решил построить дом с чайно-кофейной лавкой на первом этаже.Современный облик это здание приобрело в 1896 году, когда его отремонтировали в связи с приездом известного китайского торговца. Владелец русской чайной фирмы Сергей Перлов стремился привлечь внимание важного китайского гостя для заключения контракта на поставку чая. Он потерпел неудачу, хотя здание привлекло внимание москвичей, которые стали постоянными посетителями этого чайного магазина.

В советское время верхние этажи этого дома были превращены в коммунальные квартиры (одна семейная — одна комната, кухня и туалет общие), первый этаж оставался чайной.В 90-х годах обветшалое здание было отремонтировано и передано потомкам Перловых.

Чайхана Перлова — одна из достопримечательностей, включенных в автомобильную экскурсию по Москве, которую вы можете совершить во время своего городского перерыва в Москве.

Мост через разрыв во времени


Строительство МГУ. Москва, 1951-52. источник: www.oldmos.ru
МГУ им. Москва, 2009 г.
Красная Площадь Москва, 1987
Красная Площадь Москва, 2009 г.
Федор Алексеев.Красный квадрат. Москва, 19 век
Красная площадь Москва, 21 век
Христос Спаситель Собор, Москва, конец 19 века
Храм Христа Святителя, Москва, 2009 г.
Церковь ледяного покрова Казанской Божией Матери. Москва 1900-х гг.
Калужская пл. Москва 2009 г.
Руманцевский музей (бывший дом Пашкова). Московское движение, 1902 г.
Дом Пашкова. Московский трафик, 2009 г.
Красная площадь, Москва, 1937. Источник: www.oldmos.ru
Красная площадь, Москва, 2009 г.
F. Алексеев. Вид на Воскресенские врата. Москва, 1811 г.
Воскресенские ворота и Исторический музей. Москва, 2009 г.
Москва бассейн. Москва, 1960-е гг.
Храм Христа Спасителя. Москва, 2009 г.
Скульптура Гоголя работы Андреева на Прешистенском бульваре. Москва, 1909 г.
Скульптура Гоголя работы Томского на Гоголевском бульваре. Москва, 2009 г.
Рынок на Красной площади, Москва, 1910 г. Источник: www.oldmos.ru
Сувенирный рынок у Красной площади, Москва, 2009 г.
Красная площадь, Москва, 1900
Красная площадь, Москва, 2010
Гостиница Националь, Москва, 1895 г.
Гостиница Националь, Москва, 2009 г.
Церковь св.Иоанн Воин, Москва, 1888 г. Источник: oldmos.ru
Храм Иоанна Воина, Москва, 2010 г.
Церковь Святого Николая Чудотворца, Москва, 1974 г.
Храм Святого Николая, Москва, 2010 г.
Китай-городская стена, Варварские ворота, Москва, 1920 г.
г. Москва, начало Варварки, 2010 г.
Троицкая церковь в Никитниках, Москва, 1881 г.
Троицкая церковь в Никитниках, Москва, 2010 г.
ул. Малая Дмитровка, Москва, 1910 Москва, улица Малая Дмитровка
, 2010 г.
Елисеевский гастроном, фото начала ХХ века.
Елисеевский гастроном в наши дни
Дом генерал-губернатора, Москва, начало ХХ века.
Мэрия Москвы, Москва, 2010
Синагога на Большой Бронной, Москва, 1888 г.
Синагога на Большой Бронной, Москва, 2010 г.
Арбатская площадь, Москва, 1925 г.
Арбатская площадь, Москва, 2010
Вид на Кремль, Москва, 1890-е гг.
Вид на Кремль, Москва, 2010 г.
Кузнецкий мост, Москва, 1900
Кузнецкий мост, Москва, 2010
Третьяковский проезд, Москва, 1900 Москва, Третьяковский проезд,
, 2010
Лубанская площадь, Москва, 1928 г.
Лубанская площадь, Москва, 2010
Памятник Дзержинскому, Москва, 1971 г.
Лубанская площадь, Москва, 2010
Московский университет и церковь Святой Татьяны, Москва, 1906 г.
Московский университет и церковь Святой Татьяны, Москва, 2010 г.
Главный почтамт, Москва, начало ХХ века
ГП, г. Москва, 2010 г.
Сухарева Башня
улица Сретенка
г. Москва, Софийская набережная, 1957 г. Источник: oldmos.RU
Софийская набережная, г. Москва, 2010 г.
Московский зоопарк, Москва, 1934 г.
Московский зоопарк, Москва, 2010
Московский трамвай, Москва, 1933. Источник: oldmos.ru
Московский трамвай, г. Москва, 2010 г.
Лимонада, Москва 1989 г.
Киоск Coca Cola, Москва, 2010 г.
М. Воробьёв. Вид на Манеж, Кутафью башню и церковь Святого Николая, Москва, 1917 г.
Манеж, Кутафья и Троицкая башни, Москва, 2010 г.
Красная площадь, Москва, 1872 г.
Красная площадь, Москва, 2010
Николаевский вокзал,
Ленинградский вокзал
Ярославский вокзал, открытка
Ярославский вокзал, фотография, 2010 г.
Ярославский вокзал до 1902 г.
Ярославский вокзал, 2010 г.
Царицыно, Большой дворец, Москва, 1990-е гг.
Царицыно, Большой дворец, Москва, 2008
Дворец Алексея Михайловича, гравюра
Дворец Алексея Михайловича, фото 2010 г.
Петровский дворец, Москва, 1910 г.
Петровский дворец, Москва, 2010 г.
Винно-соляной двор, фото начала 1900 года.
Дом на набережной, 2000 г.
Залы дворянских собраний, Москва, 1895-1903 гг.
Дом Союзов, Москва, 2008 г.
Вознесенский женский монастырь, Москва 1890-1900 гг.
Администрация президента, 2000 г.
Красные ворота, Москва, 1920-е гг.
Садовое кольцо, г. Москва, 2010 г.
Салмановский цирк, Москва 1900
Московский цирк Нкулина, Москва, 2010 г.
«Мысль» Меркурова на Цветном бульваре, Москва, 1926 г.
Обелиск Георгий Победоносец на Цветном бульваре, Москва, 2010
Мэрия Москвы, Москва, начало 20 века
Музей истории Москвы, Москва, 2010
Гостиница «Москва», фото 1970-80-х гг.
Гостиница Москва, фото 2010 г.
Ильинские ворота, Москва 1910-е
Площадь ворот Ильинки, Москва, 2009 г.
Охотный Ряд, Москва, 1931
Охотный Ряд, Москва, 2009
Гостиницы Националь и Интурист, Москва, 1980-е гг.
Гостиницы Националь и Ритс Карлтон, Москва, 2010 г.
Гостиница Россия, Москва, 1980 Москва, улица Варварка
, 2010 г.
Дом бояр Романовых, Москва, 1905 г., источник: www.oldmos.ru
Дом бояр Романовых, Москва, 2010 г.
Каток на Чистых прудах, 1910 г.
Каток на Чистых прудах, 2005 г.
Детский мир, 2006 г.
Лубянская площадь, 1900-1910 гг.
Царь-колокол, Москва, конец XIX века
Царь-колокол, Москва, 2010

Петровский дворец путешествий — экскурсии и фото

Блестящая эпоха правления Екатерины II оставила после себя множество великолепных дворцов, таких как Гатчинский, Мраморный, Таврический, Екатерининский и Царицынский дворцовые комплексы, которые сегодня являются украшением обеих российских столиц. Среди этих архитектурных сооружений — Петровский путевой дворец в Москве. Находится недалеко от станции метро «Динамо», на Ленинградском проспекте, 40.

Петровский путевой дворец: история

Строительство Петровского путевого дворца было начато в 1776 году по указу императрицы Екатерины II, пожелавшей иметь комфортные условия проживания. Резиденция по пути из Петербурга в Москву, где она могла отдохнуть перед торжественным входом в Златоверхий Дом. Строительство длилось четыре города, и хотя летом 1780 года архитектор Матвей Казаков уже доложил о завершении работ московскому мэру, впервые именитый заказчик удостоил его присутствием новый путевой дворец только семь лет спустя.И, по легенде, Екатерина рассказала, что во время пребывания в этой резиденции она чувствует себя под защитой народа и в телохранителях не нуждается. Следующий гость — Павел Первый — провел здесь за несколько дней до своей коронации в 1797 году, положив тем самым конец вековой традиции, согласно которой российские монархи отдыхали в этой московской резиденции в то время, прежде чем заключить брак с королевством в Московском Кремле. . В 1812 году Петровский путевой дворец на четыре дня стал ставкой императора Наполеона, а в 1896 году, в день кровавой трагедии на Ходынском поле, был устроен торжественный обед в честь коронации Николая II.В советское время (с 1923 г.) здание было передано Академии В.Ф. им. Н.Е. Жуковского и до 1997 года использовался как главное административное здание этого учебного заведения.

Реставрация и реконструкция Петровского дворца в Москве в конце ХХ — начале ХХI века

В 1998 году Петровский путевой дворец был передан в ведение Московского городского округа. Правительством Москвы и был проведен капитальный ремонт, включая модернизацию коммуникаций и реставрацию внутренних интерьеров.Все реставрационные работы длились до 2009 года. В результате этот великолепный историко-архитектурный памятник превратился в Дом торжественных приемов мэрии Москвы, а часть его помещений переоборудовали в четырехзвездочную гостиницу с бассейном, русскую баня и ресторан «Карамзин», где подают блюда французской, итальянской и русской кухни. Кроме того, в залах первого этажа время от времени проходят концерты камерной музыки и различные культурные мероприятия, попасть на которые можно по специальным приглашениям или по билетам, распространяемым через концертные агентства.

Петровский путевой дворец: экскурсии

Дворец является прекрасным образцом архитектуры 18 века, поэтому в любое время года найдется много желающих попасть туда на экскурсию. Стандартная программа такого посещения этого дворцового комплекса включает групповую прогулку в сопровождении экскурсовода по Парадному двору, Колонному залу, Казаковской лестнице, парадному купольному залу и переходу на второй этаж. Однако наиболее интересным является посещение дворцового мини-музея, в котором представлены экспонаты, рассказывающие об истории строительства и реконструкции дворца, о коронационных торжествах, проводившихся здесь в 18-19 веках, а также о событиях периода оккупации Москвы. французы в 1812 году.Также туристы могут прогуляться по великолепному ландшафтному парку, разбитому в 1827 году под руководством архитектора Таманцева, который занимается восстановлением комплекса после разорения отступающей наполеоновской армией.

Тем, кто собирается посетить трассу Петровский дворец в Москве, необходимо знать, что билеты на экскурсии продаются в экскурсионном бюро по адресу Зубовский бульвар, 2, и их нужно приобретать заранее. А если турист собирается фотографировать внутренние помещения или фотографировать во дворе, то потребуется специальный фотобилет.

Свадьба в Петровском дворце в Москве

Три десятилетия назад наши мамы и папы обрадовались, если им удалось зарегистрировать брак во Дворце бракосочетаний, вместо того, чтобы расписаться «быстро» в ЗАГСе по месту жительства. Сегодня ситуация изменилась, и современные молодожены имеют возможность провести свадебную церемонию в главных залах, где часто бывали российские монархи, аристократы, известные литераторы и музыканты. В частности, прекрасным местом для такого торжества является Петровский дворец путешествий, свадьба в котором станет незабываемым событием и хорошим началом семейной жизни для любой влюбленной пары.

Регистрация брака в Петровском дворце

В 2012 году власти Москвы разрешили использовать Петровский дворец в качестве места для проведения свадеб. Регистрация брака на территории этого роскошного архитектурного комплекса возможна после подачи заявления в Тверском ЗАГСе. В течение каждого месяца на свадьбу отводится от 2 до 4 дней в зависимости от сезона, а на официальную церемонию регистрации продолжительностью около 45 минут молодожены могут пригласить до 20-40 гостей.По желанию молодоженов свадьба может состояться под звуки классической музыки в исполнении струнного квартета, а гостям подадут шампанское в ливрее, сшитом по образцам униформы слуг 18 века.

Кроме того, как уже было сказано, некоторые помещения дворцового комплекса отведены под комфортабельную гостиницу, поэтому молодожены могут провести романтическую ночь и встретить рассвет в настоящих королевских покоях.

Фотосъемка в Петровском дворце

Всем, кто желает получить на память о своей свадьбе шикарный фотоальбом, можете порекомендовать выбрать место регистрации свадьбы Petrovsky Travel Palace.Фотографии с такой выездной церемонии

Петергофский дворец — залы, история, особенности архитектуры — biglifetour. com

Петергофский дворец — главная достопримечательность дворцово-садового комплекса на южном берегу Финского залива. Город, в котором он расположен, также носит название Петергоф и находится в 30 км от Санкт-Петербурга. Когда-то дворец был официальной летней резиденцией Императорского двора. Император Петр Великий воздвигал Петергоф на берегу моря как своего рода памятник русским морским победам.Трехэтажное здание желтого цвета стоит на вершине естественного холма над Нижним садом. Ширина фасада почти 330 ярдов.

Краткая история дворца

Изначально дворец был скромно оформлен в стиле «петровского барокко». Над проектом работали мастера J.F. Braunstein, J.-B. Ле Блонд, Н. Микетти. В 1730-е годы к зданию пристроил флигель архитектор Михаил Земцов. В 1740-х годах при императрице Елизавете было решено, что строение слишком маленькое и простое, чтобы соответствовать великолепию двора, и дворец пришлось реконструировать.Но Элизабет хотела сохранить некоторые черты отцовского дворца на память, и это было сложной задачей при строительных работах. Эту задачу блестяще реализовал Ф. Б. Растрелли, придворный архитектор Елизаветы I. Растрелли надстроил еще один этаж, расширил флигели, воссоздал интерьеры с роскошью в стиле барокко.

Большой дворец стал местом официальной придворной жизни, приемов и торжеств. При Екатерине Великой несколько залов были отремонтированы в классическом стиле Ю.M.Velten и J.-B.Vallin de la Mothe. В 1846 году восемь комнат восточного крыла, выходящего на Верхний сад, были реконструированы архитектором А. Штакеншнайдером к свадьбе великой княгини Ольги, дочери Николая I. В 1918 году, после русской революции, дворец в Петергофе стал музеем. Во время нацистской оккупации дворец был взорван и сгорел. В 1964 году после кропотливой реставрации публике были представлены первые пять залов.

Залы дворца

Всего во дворце около 30 залов, в том числе парадные и служебные помещения.Главный вход во дворец устроил Бартоломео Растрелли в западной пристройке. Парадные залы дворца один за другим вытягиваются в анфиладу залов. Самая яркая черта всех интерьеров Расстрелли — позолоченная резьба по дереву. Парадная лестница богато украшена резными скульптурами из липы, символизирующими времена года. Роспись потолка прославляет императрицу Елизавету, аллегорически изображенную как богиня весны. Стены расписаны темперой в растительный орнамент.Это невероятное мастерство можно увидеть и в первом зале гала-люкса — Танцевальном зале или Купеческом зале.

Помещение просторное, светлое, в нем царит атмосфера праздника. На южной стене настоящие двойные окна, на северной — фальшзеркальные окна. Между окнами установлено множество зеркал, такая оптическая уловка создает иллюзию большего пространства. Паркет изготавливается из ценных пород дерева — клена, ореха, светлого и темного дуба.

Следующий зал оформлен в классическом стиле, который предпочитала Екатерина Великая.Он носит название Чесменский зал. Это мемориальная палата, посвященная Чесменской битве. Чесменское сражение произошло в 1770 году в Эгейском море; российский флот победил турецкий флот. В том же году немецкий художник Й. П. Хаккерт получил заказ на создание серии картин, посвященных этой победе. На стенах висят 12 картин, посвященных Чесменской битве и русско-турецкому походу в целом.

Тронный зал также датируется Екатериной Великой и оформлен в классическом стиле архитектором Фельтеном.На западной стене мы видим четыре картины Ричарда Петона, изображающие Чесменскую битву. Это была очень важная победа России во времена Екатерины Великой. На противоположной восточной стене — большой конный портрет Екатерины Великой работы В. Эриксена. Портрет озаглавлен «Шествие в сторону Петергофа». Екатерина изображена в форме лейб-гвардии Семеновского, едущей верхом, ведущей свои верные войска в Петергоф. Это историческое событие изображено — государственный переворот, который привел Екатерину на престол Российской империи в 1762 году.Тронный стул стоит прямо под портретом. Зал украшен портретами других правителей дома Романовых и членов их семей. Зал предназначался для официальных церемоний, иногда здесь проводились банкеты и балы.

Зал для аудиенций сохраняет оригинальный декор Расстрелли. Здесь причудливая резьба по дереву, фарфоровые статуэтки в стиле рококо, зеркала и двойные окна. Помещение должно было быть для небольших приемов.

Белая столовая была оформлена в 1774-1775 годах Фельтеном.Интерьер выдержан в строгом классическом стиле, основной цвет — белый. Один из самых знаменитых музейных экспонатов, представленных в зале, — обеденный сервиз Husk от Веджвуда. Он был заказан Екатериной Великой и изначально насчитывал 1500 экземпляров. Гала-ужины были важной частью придворной жизни. Этот зал — последний большой парадный зал во дворце — остальные были построены предположительно для частной жизни государей.

Во дворце два китайских шкафа.Кабинеты западного и восточного Китая — это экзотические интерьеры, украшенные предметами из китайского фарфора, лакированной мебелью и деревянными панелями. В каждом кабинете выставлены дипломатические подарки и шинуазри, сделанные в Европе восемнадцатого века.

Китайские шкафы примыкают к Картинному залу, который когда-то был центральной точкой небольшого дворца Петра Великого. Он декорирован полотнами П. Ротари. Плафон прославляет Петра Великого, изображенного в виде Марса — бога войны.

Дубовый кабинет (или Дубовый кабинет) также является интерьером времен Петра Великого. Здесь мы находим резные панно из выдержанного дуба, обрамляющие стены. На резьбе изображены военно-морские символы, музыкальные инструменты, барельефы Петра Великого и его жены Екатерины. Дубовая канцелярия — это штандарты русской и шведской армии, датируемые русско-шведской войной 1700-1721 годов.

Когда лучше всего посетить дворец?

Большой дворец пользуется огромной популярностью у посетителей.Учитывая небольшие размеры залов и сезонность музея Петергофа, лучшее время для посещения именно этого дворца — с ноября по апрель. Это время, когда вы можете купить билеты онлайн и увидеть дворец без больших скоплений людей в высокий сезон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *